Сильное влияние на субкультуру рэпа
оказала во второй половине 80-х и начале 90-х годов группа «Враг общества»
(«Public Enemy»).
Записывая на пленку реальные
трудности жизни и проблемы афроамериканского сообщества Америки, их темы гнева
и отчуждения вызывали волну критики в СМИ США. «Don't Believe The Hype» («Не
Верь В Обман») был ответом «Public Enemy» средствам массовой информации об их
отрицательном представлении. Всего за 30 дней в 1988 году «Public Enemy»
выпускают свой второй альбом «Потребуется нация из миллионов человек, чтобы
удержать нас» («It Takes A Nation Of Millions To Hold Us Back»), который
впоследствии становится платиновым. В 1989 году эта группа создала
саундтрек к фильму режиссера Спайка Ли «Делай, что надо» («Do the Right
Thing»), в котором он описывает столкновения на расовой почве в гетто с
полицией. В этом же году группа стала использовать стиль одежды Афроамериканской
организации «The Black Panthers» («Чёрные Пантеры») черные береты и камуфляж.
МС Хэммер (MC Hammer, настоящие имя
и фамилия Стэнли Керк Баррелл, Stanley Kerk Burrell, родился в 1962 г.) оказал
большое влияние на «коммерческий» рэп. МС Хэммер вырос в религиозной семье, и
он не сталкивался с теми невзгодами улицы о которых пел в своих синглах. Однако
МС Хэммер был хорошим певцом и не менее одаренным танцором. Его второй диск
«Пожалуйста, Хэммер, не причиняй им вреда» (Please, Hammer Don’t Hurt ‘Em, 1990
г.) разошелся десятимиллионным тиражом и оказался наиболее раскупаемым альбомом
в истории рэпа. А Песня из этого альбома — «Это нельзя потрогать» (U Can’t
Touch This), завоевала премию «Грэмми» в двух номинациях. МС Хэммер
окончательно показал, что «коммерческий» рэп это выгодное вложение денег для
медиа-корпораций и звукозаписывающих компаний.
В конце 80-х годов формируется
несколько тенденций, которые оказали большое влияние на всю субкультуру в
целом. Если в 80-х гг. тон всему рэп-движению задавал Нью-Йорк, то к началу
90-х гг. музыканты Лос-Анджелеса отказались от следования образцам Восточного
побережья. Пока восточные рэперы оттачивали речевое мастерство, западные
обратились к экспериментам с музыкой. В результате возник особый стиль
Западного побережья, в котором важны и музыка, и текст. К середине 90-х гг.
центр рэп-движения переместился в Калифорнию.
Произошло разделение рэп культуры на
два крыла:
· «восточное»,
· «западное» побережья.
Родиной репа считается Нью-Йорк, и
реперы этого города не признавали значимым рэп из других мест, часто называя
его «детским», «отстоем» и т.п. Однако конфронтация не ограничивалась лишь
словесными нападками, битва шла на уровне потребителя. Диски «Западного
побережья» (Лос-Анджелес) не пускались на полки магазинов, радиостанции и
кабельные каналы на «восточном побережье». Конфронтация за рынки сбыта
привлекло к себе внимание и участие организованного криминала.
Причем последнее крыло «южное
побережье» возникло как часть нового стиля в репе — гангста-рэп («gangsta rap»
— «гангстерский рэп»). Данный стиль раздробился на три крыла (юг («южное
побережье» — Хьюстон), запад, восток). Для этого течения характерно более
агрессивное звучание и обилие ненормативной лексики в текстах, которые в
основном посвящены криминальной тематике и нередко автобиографичны.
Рост влияния шоу-бизнеса на
рэп-культуру приводил к росту поклонников репа, а так же становлением рэпа
частью всемирной массовой культуры. Однако рост и благополучие МС,
ди-джеев, их групп никак не влиял на реальное положение дел в районах-гетто.
Основополагающая часть культуры репа разваливалась, молодежь наизусть знала
тексты «коммерческих» кумиров, но сочинять свои рэперские стихи перестала.
Брейкерские танцевальные бригады стали ориентироваться на клипмейкеров и
заработки на музыкальном ТВ. «Танцевальные и словесные баттлы» стали выходить
из моды. К началу 90-х «баттлы» прекратились вовсе. Невидимая социальная сеть
рэп-культуры перестала существовать и рэп перешел к следующей фазе своего
развития. Рэп стал частью поп-культуры.
В современной рэп-культуре женщины
уже перестали быть авторами текстов, и сместились на роль исполнительниц.
Эта возможность для репперш появилась в 1985 году. Мерседес Лэйдиз и Королевы
Зулу были в числе первых женщин, которые читали рэп, но нигде не записывались.
Первыми женщинами которые начали записываться были Sha-Rock из Funky Four Plus
One More и Dimples D. В 1989 году «Квин Латифа» (Queen Latifah —
«восточное побережье») открыла «коммерческий» рэп для других рэперш, став известной
как «Raps First Lady». Песни подобно «Dance For Me» продвигают темы единства, а
не соревнования среди чёрных женщин. Она также получила Грэмми в номинации
«Best Solo Rap Performance» (Лучшая исполнительница) в 1994 году.